Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

спарк мюриэл

Энциклопедический словарь

СПАРК Мюриэл - СПАРК (Spark) (урожденная Камберг, Camberg) Мюриэл (Сейра) (1 декабря 1918, Эдинбург - 13 апреля 2006), английская писательница.

Родилась в еврейско-итальянской семье. Ее отец был инженером. По окончании в 1937 средней школы уехала в Родезию, где в 1938 вышла замуж за С. О. Спарка. Брак оказался неудачным и вскоре распался. В 1944 вернулась в Великобританию и в годы войны служила в отделе контрпропаганды военной разведки. Воспитанная в пресвитерианском вероисповедании, Спарк в 1954 приняла католичество, что во многом определило характер ее творчества. С 1967 Спарк жила в Италии. Награждена Орденом Британской Империи (1967), удостоена звания Дамы (1993).

«Сдвиг» реальности

Спарк начинала как литературовед монографией о Мэри Шелли (см. ШЕЛЛИ Мэри) «Дитя света» (1951). Ее первый рассказ увидел свет в 1951, первый роман «Утешители» - в 1957. Спарк - автор двадцати романов, многие из которых, скорее, являются повестями, трех сборников рассказов, тома стихотворений (1967) и автобиографии "Curriculum Vitae" (1992).

Проза Спарк - спокойное, ясное, логически выстроенное повествование: объективное, когда ведется от третьего лица, и выдержанное в простодушных тонах едва ли не детского «наива», когда написано от первого лица («Умышленная задержка»,1981; рассказ «Портобелло-Роуд»). Повествование порой стилизованное, порой пародирующее жанровый штамп, пропитанное подспудной иронией, построенное на отдельном факте или группе внутренне взаимосвязанных реалий, как в романе «Memento Mori" (1959), а то и на ситуации вовсе анекдотической, как в «Балладе о Пекхэм-Рэе» (1960; в русском переводе - «Баллада о предместье»), где Дьявол устраивается на завод специалистом по кадрам и разваливает трудовую дисциплину, или в «Единственной проблеме» (1984) - о том, как современные воплощения библейских персонажей не дают ученому завершить труд о Книге Иова.

Сюжетообразующее начало в книгах Спарк - либо чистая фантастика, принимаемая как данность, например, телефонные звонки от Смерти, напоминающей о своем неизбежном приходе («Memento Mori»), или привидения в роли действующих лиц и рассказчиков - «Портобелло-Роуд», «Теплица на Ист-Ривер» (1973); либо нелепица, доводящая положение до гротеска, как в повестях «Мисс Джин Броди в расцвете лет» (1961) и «Аббатиса Круская» (1974) и романах о кризисе цивилизации богатых и очень богатых «Сдача позиций» (1976) и «Территориальные права» (1979); либо крайнее заострение жизненной ситуации, как в насыщенном размышлениями о вере, искуплении, спасении, «корнях» расовой и национальной нетерпимости в романе «Ворота Мандельбаума» (1965). Эти приемы, выявляя сомнительность общепринятых представлений об истине, приводят то к жесткому, подчеркнутому, то к почти неуловимому, однако не менее зловещему, «сдвигу» изображаемого в сторону дурного кошмара, что уже само по себе становится формой нравственной и эстетической оценки действительности.

Последние достоверности

В художественном мире Спарк важнее всего - точка отсчета, она же и угол зрения, - четыре последние достоверности, как они изложены в католическом катехизисе и приведены в эпиграфе к «Memento Mori»: «Смерть, Страшный суд, Ад и Рай». Достоверности эти предполагают бессмертие души и свободу выбора между добром и злом. В книгах Спарк сопоставляются и противопоставляются два модуса жизни: в согласии, необязательно сознательно религиозном, чаще житейски интуитивном, с этими истинами - и безотносительно к ним, даже не в их опровержение, а так, будто бы их не было и нет. В этом источник ее гротесков: правда (высшая правда) оказывается причудливей вымысла, а бездуховная реальность, питающая смертные грехи, сплошь и рядом оборачивается абсурдом.

«Хорошее» и «правильное»

Исторический опыт 20 в. подтверждает убеждение Спарк в том, что лишить другого свободы воли, то есть выбора между спасением и проклятием, - чудовищный грех. К теме манипулирования людьми и их сознанием писательница возвращалась постоянно, рисуя выразительные образы «манипуляторов» - личностей ущербных, отталкивающих, однако наделенных определенной демонической силой. Манипулирование, как и убийство, воплощает для Спарк конечную форму растления духа и с этой точки зрения приравнивается к греху добровольного отпада от благодати, самоубийству, которое она исследовала в гротескно-бытовом плане («На публику», 1968), гротескно-трагическом («Место водителя», 1970) и гротескно-бурлескном («Не беспокоить», 1971).

Поступки и деяния человека Спарк показывает как «хорошие», то есть отвечающие христианской морали, и «правильные» - с точки зрения прагматического подхода и норм своего времени. Поскольку же «правильный» подход слишком часто доминирует и в личных отношениях, и в широкой сфере общественного, государственного и даже международного устройства, постольку гротески Спарк объективно воспринимаются как злая сатира на нравы, на политические и идеологические системы и их практику, например, фашизм в «Мисс Броди» или «уотергейтский (см. УОТЕРГЕЙТСКОЕ ДЕЛО) синдром» в «Аббатисе Круской».

Полезные сервисы

спарк мюриэл сара

Энциклопедический словарь

Спарк Мюриэл Сара (Spark) (р. 1918), английская писательница. Проблема печального и неизбежного угасания человеческой жизни и одновременно иронический гротескный портрет поколения, поражённого эгоизмом, безнравственностью, паразитизмом, в романе «Memento mori» (1959). В романе «Мисс Джин Броуди в расцвете лет» (1961) и «Умышленная задержка» (1981) - о попытках моделирования сознания и преступном манипулировании им - исследуются глубинные корни фашизма. Роман «Аббатиса Круская» (1974) - острая сатира на современный католицизм. Изображая главным образом средний класс, акцентирует крайние, контрастные черты человеческой натуры, осуждает мнимые нравственные ценности. Повести (в том числе «На публику», 1968), стихи, литературная критика.

Энциклопедия Кольера

СПАРК Мюриэл Сара (Spark, Muriel Sarah)

(р. 1918), английская романистка, поэт и критик. Родилась в Эдинбурге в 1918, училась в школе Джеймса Гиллеспи. В годы Второй мировой войны работала в аппарате военной разведки. В 1947-1949 редактировала журнал "Поэтри ривью" ("The Poetry Review"). В своих сатирических произведениях, описывая человеческую мелочность и тщеславие, Спарк стремилась постичь тайну и ужас жизни, смерти и вечности - универсалий, которыми готовы пренебречь ее образованные герои. К примеру, в романе Memento Mori преклонного возраста люди, которых смерть уносит одного за другим, перед самым концом занимаются пустыми сварами и сведением счетов. В романе Девушки скромного достатка (The Girls of Slender Means, 1963) компания из мужчин и женщин устраивает "состязание" весьма порочного свойства, и все они нелепо погибают от взрыва оставшейся с войны бомбы. Среди романов Спарк -Робинзон (Robinson, 1958); Баллада о предместье (Ballad of Pickham Rye, 1960); Холостяки (Bachelors, 1960); Ворота Мандельбаум (The Mandelbaum Gates, 1965); Не беспокоить (Not to Disturb, 1972); Аббатиса Круская (The Abbess of Crewes, 1974); Территориальные права (Territorial rights, 1979); Преднамеренная задержка (Loitering with Intent, 1981); Из далекого Кенсингтона (A Far Cry From Kensington, 1988). Ее перу принадлежат монографии: Джон Мейсфильд (John Masefield, 1953); Эмилия Бронте, ее жизнь и творчество (Emily Bronte, Her Life and Work, 1953) и Мэри Шелли, биография (Mary Shelley, A Biography, 1987), четыре сборника рассказов - Птичка-уходи и другие рассказы (Go-Away Bird and Other Stories, 1958), На публику (Voices at Play, 1961), Избранные рассказы (Collected Stories, 1968), Рассказы Мюриэл Спарк (The Stories of Muriel Spark, 1987), поэтический сборник Избранные стихотворения (Collected Poems, 1967) и пьеса Доктора философии (Doctors of Philosophy, 1963). По ее повести Мисс Джин Броди в расцвете лет (The Prime of Miss Jean Brodie, 1961) был поставлен спектакль и снят фильм (1968).

ЛИТЕРАТУРА

Спарк М. Избранное. М., 1984

Полезные сервисы